Перфорация гострадуоденальной язвы

Перфорация гострадуоденальной язвы вначале может протекать при явлениях брадикардии (частота пульса не выше 60-62 ударов в минуту), что имело место не более, чем у 12% больных в момент доставки в больницу. Большинство авторов полагает, что брадикардия является результатом раздражения окончаний блуждающего нерва. Трудно сказать каков механизм этого рефлекса. Вряд ли он специфичен для раздражения брюшины кислым желудочным соком. Мы наблюдали резкую брадикардию и у больного с травматическим разрывом тонкой кишки.

У 60-летнего больного М. перфорация язвы двенадцатиперстной кишки наступила в больнице через 3 часа после рентгеноскопии желудка. До перфорации пульс 80 ударов в минуту, кровяное давление 130/60 торр. Сразу же после перфорации: пульс 60 ударов в минуту, кровяное давление 100/ 60 торр.

У 25-летнего больного Д., доставленного в больницу через 2 часа после тяжелой травмы живота с разрывом кишечника, в момент доставки в больницу пульс 56 ударов в минуту, кровяное давление 120/ 65 торр. Через 1 час пульс 98 ударов в минуту, а на следующий день (после операции ) 70 ударов в минуту.

Ситуация несколько напоминает опыт Гольтца: быстрые удары по коже живота лягушки вызывают остановку сердца; перерезка спинного мозга или блуждающих нервов устраняет этот рефлекс. Almeida и Pieron нашли, что если у лягушек удаляется вся кожа, рефлекс Гольтца отсутствует. Механическое раздражение желудка ведет к замедлению работы сердца, но не к его остановке. Выражением вагокардиального тормозного рефлекса считается остановка сердца при интубации трахеи; ее профилактика — предварительная атропинизация. Раздражение внутренностного нерва ведет к замедлению работы сердца. Если при этом перерезать оба блуждающих нерва на шее, изменений в работе сердца не наступает. Эксперименты Прайса показывают, что афферентные пути висцеро-висцеральных брюшных рефлексов не проходят через блуждающие нервы.

Брадикардия при желтухе является результатом влияния желчных кислот на сердце, через блуждающий нерв. Под влиянием атропина желтушная брадикардия ослабляется.

Нам пришлось оперировать больного с двумя крупными фитобезоарами в желудке, у которого наблюдающаяся до операции синусовая брадикардия (45 ударов в минуту), исчезла после операции. Возможно, брадикардия была рефлекторной, обусловленной раздражением слизистой желудка фитобезоаром (в дальнейшем мы наблюдали не менее 20 больных фитобезоаром желудка - ни у одного из них не отмечена брадикардия).

При давлении в желудке 10-20 торр пульс учащается, а при более высоком давлении - урежается.