В зарубежных столицах
активно используются все виды рельсового
транспорта: помимо метрополитена — городская
железная дорога, трамвай и другие электрифицированные
системы. Система рельсовых видов транспорта
для городских и пригородно-городских
пассажироперевозок в Токио (имеющая
420 станций) обеспечивает для 72% населения
среднюю доступность станций всего лишь
400 м. За 25 лет общая протяженность
сети выросла в 2,2 раза, при этом количество
пассажиров возросло только в 1,8 раза.
Большое значение придается также перепланировке
автобусного
транспорта, а в последние годы — и трамваю.
Перевозки на автобусном транспорте всемерно
координируется с перевозками на рельсовом
транспорте, с целью обеспечения подвоза
и распределения пассажиров с минимальными
потерями времени. Кроме того, большая
часть автобусных маршрутов имеет самостоятельное
значение.
Придается важность вопросам перепланировке
движения наземного транспорта по уличной
сети города. В Париже широко внедряются
мероприятия по формированию так называемых
«красных коридоров», которые обеспечивают
свободный проезд автобусного транспорта
по ряду улиц города, либо для его движения
освобождаются отдельные дорожные полосы.
Особое внимание в зарубежных столицах
уделяется вопросу комфортности пассажирских
перевозок. В Японии и некоторых других
странах комфортность поездки измеряется
по шкале из пяти градации, отражающих
степень наполненности подвижного состава
— от нормального наполнения (равного
100%, при котором «заняты все сидячие
места и по салону можно свободно передвигаться»)
— до предельного (равного 250%, когда
«салон переполнен до отказа, невозможно
двигаться, невозможно шевелить руками»).
В Токио значительное развитие и
разрешение
на перепланировку массового
общественного транспорта и соответствующий
рост его суммарной провозной способности
за последние 25 лет сопровождается постоянным
снижением средней наполненности подвижного
состава: за тот же период — с 220 до
190% (что соответствует достижению уровня
«пассажиры соприкасаются друг с другом,
но еще есть место, чтобы читать газету»).
Отметим, что для Москвы нормативная наполненность
подвижного состава в час «пик» составляет
4,5 чел. на 1 кв.м свободного пола салона
при всех занятых сидячих местах. В Париже
этот же норматив равен 4 чел. на 1 кв.
м.
Перепланировка массового
транспорта в зарубежных столицах не означает
стремления полностью заменить им индивидуальный
транспорт. Речь идет о координированном
использовании этих видов транспорта с использованием
преимуществ каждого из них: в районах высокой
плотности постоянного и дневного населения
выгодно использовать преимущественно массовый
транспорт, в районах разреженной застройки
— личный.
|