Чумные бактерии

Чумные бактерии имеют 5 белковых и 2 полисахаридных компонента фракции I Бейкера (IA и IB). А - специфический, капсульный, термолабильный антиген; В - неспецифический, соматический, термостабильный антиген. Капсульный антиген обнаружен у вирулентных штаммов, защищает их от фагоцитоза. Он обладает специфичностью и иммуногенными свойствами, на этом основан принцип получения противочумной вакцины и сыворотки. Возбудитель чумы еще имеет общие антигены с кишёчно-тифозно-дизентерийными бактериями, которые были обнаружены методом преципитации в агаре.

Чумные бактерии погибают при нагревании до 60° в течение 50 минут, при кипячении - моментально, легко переносят низкую температуру, например, при 0° в трупах выживают в течение 6 месяцев. В высохшей мокроте сохраняются до 5 суток. Они могут находиться в жизнеспособном состоянии: на одежде - до 5 суток, в воде - до 30, молоке - до 80, овощах и фрукта - до 10 суток; погибают от действия 5%-ного лизола - через 5 минут, от 5%-ного фенола - через 10 минут, от 3%-ной карболовой кислоты - через 6 минут, от 0,5%-ного хлорамина - через 7 минут.

К чумным бактериям чувствительны более 300 видов грызунов. Если вы решили завести ласку или хорька у себя дома, то следует помнить об этом. И если вам требуется няня для ребенка, то поручите ей следить не только за вашим чадом, но и за животными в доме. В природных очагах заражаются чумой крысы, песчанки, суслики, гребенщики, сурки, мыши. Чувствительны к ним свиньи, обезьяны, овцы, козы, ослы, мулы, собаки и кошки, но их эпидемиологическое значение мало изучено. Большую опасность представляют верблюды, больные чумой. Заражению верблюдов предшествует эпизоотия чумы на грызунах. Больные чумой грызуны инфицируют сено, пастбища и др.

В лабораторных условиях для воспроизведения экспериментальной чумы используют морских свинок, белых мышей и кроликов. Чумные бактерии у них вызывают некроз на месте введения, воспалительный процесс в лимфатических узлах, геморрагическую септицемию и сепсис.