Выбор врача при сложных и редких заболеваниях
Специалисты частных клиник. Лучше или хуже?
Западные клиники?

Выбор врача всегда был трудным, а сейчас особенно. Каждый, выбирает врача по-разному. Кто-то выбирает как друга – по симпатии. Кто-то ищет советчика. Некоторые - по знакомству. Есть и такие, кто получит консультации у десятка специалистов, прежде чем принять решение. Есть патриоты, считающие, что «наши» лучше. Есть западники, полагающие обратное. Выбор за Вами.

Из общих соображений понятно одно. В крупных клиниках, там, где больше оперативная активность и лечатся самые сложные больные, опыт приходит быстрее, а с ним и квалификация врачей.

Поэтому в серьезных зарубежных госпиталях давно определены немалые нормы оперативной активности для каждого врача. К примеру, В США кардиохирург должен выполнить минимум 230 операций с аппаратом искусственного кровообращения в год. Ели не сделал - будет отстранен от самостоятельного выполнения операций.

Выбор врача при сложных и редких заболеваниях?

Речь идет о пороках развития и травмах мочеполовых и тазовых органов, требующих сложных реконструктивных операций.

Не ошибусь, если скажу, что хирургическое лечение при таких заболеваниях, проведенное в ближайшем стационаре, как правило, не приводит к успеху. Дело в том, что все хирурги знают, при каких заболеваниях проводится оперативное лечение, однако достаточный опыт при редких и сложных заболеваниях имеют единицы. Поэтому нередко используются не вполне оптимальные или устаревшие способы операций.

Возникают осложнения, затем нередко следует одна, а то и две-три повторных операции. Затем, приходит сомнение в правильности того, что происходит. Выслушивается иное мнение. Начинаются поиски специалиста. Но повторные операции, проводимые на рубцово-измененных тканях уже не так эффективны. А бывает, что и функция органа невосполнима и время потеряно.

Другой пример. Заболевание почки – врожденный гидронефроз. Ребенка осматривает хирург и на основе данных УЗИ заключает - надо удалять почку. Что делать?

Опять таки, есть разные подходы. Одному врачу достаточно данных УЗИ, чтобы принять решение, другой - сначала тщательно изучат функцию больной почки, выполнят дополнительные исследования и решится на удаление почки только при полной потере ее функции. А в остальных случаях выполнят спасительную операцию.

Вывод очевиден. Вопрос об опыте и личных результатах хирурга при каждом конкретном заболевании далеко не праздный.

Специалисты частных клиник. Лучше или хуже?

У нас уже нет абсолютно бесплатной медицины, но есть «абсолютно платная». Частная медицина развивается в России неважно, да и то в основном в Москве. Причин много. Вопрос не в этом.

Может ли сегодня частная медицина в России быть лучше государственной? В вопросе комфорта и удобства для пациента, безусловно. В вопросе квалификации врачей вряд ли. Нет большого потока сложных больных, которые создают из врача - специалиста высшего класса (кроме косметологических клиник и стоматологических кабинетов). Уйдя из больницы в частную клинику, врач довольно быстро теряет квалификацию.

Если же частная клиника приглашает врачей из государственных учреждений, то возникает проблема совмещения времени и пространства.

Западные клиники?

Западные клиники сегодня почти также доступны для состоятельных людей, как и отечественные. Вместе с тем, по нашему опыту, родители, побывавшие со своими детьми на лечении за рубежом, часто остаются недовольными отношением врачей к их проблемам.

Так, например, ребенок после операции выполненной в частной клинике до снятия швов находится в отеле. Наблюдает его медсестра. С хирургом, не то что встретиться, но даже созвониться нельзя. Беспокойство родителей, особенно, если у ребенка появились проблемы, достигает крайней степени. Но закон есть закон.

Кроме того, стопроцентных гарантий и там не дают. К этому добавляются трудности перелетов с маленькими детьми, отсутствие привычного окружения и общения, стресс от незнакомой обстановки и порядков.

В результате те, кто побывал на лечении за рубежом, оценивают свой опыт, как очень непростой, а целесообразность этого пути решения проблемы, как сомнительную.

проф. В.В.Николаев
руководитель Центра

УЗИ, гастроскопия, колоноскопия, гастроэнтеролог в Спб