Гиносалемический эксикоз

Гиносалемический эксикоз (внеклеточная дегидратация). Результат потери солей при рвотах, кишечных фистулах, поносах. Встречается редко.

Клиника: сгущение крови, спадение вен, сухой язык, артериальное и центральное венозные давления снижены, понижение тонуса глазных яблок, объем эритроцитов не уменьшен, отсутствие жажды (что характерно для внеклеточной дегидратации), олигурия, моча бедна хлором, пирексия.

Могут иметь место явления отека мозга (внутриклеточная гипергидратация, т. к. в клетках .солей больше, чем вне клеток), фронтальная цефальгия, изменение личности, сонливость, возбуждение (двигательное беспокойство); признаки дисфункции глазодвигательного нерва; судороги, в первую очередь икроножных мышц; летаргия, кома с рвотами, в поздней стадии нечувствительность к болям, зрение и слух ослабляются, спазмы пищевода, странгурия.

Лечение - изотонический и гипертонический (2-5%) растворы хлорида натрия. Противопоказан изотонический раствор глюкозы (может вызвать отек мозга). Введение воды без солей ухудшает состояние больного, вызывает отек клеток. Вода не может удержаться во внеклеточном пространстве без солей, что вызывает полиурию и еще большую потерю солей.