Характер инфекции

Характер инфекции имеет немалое значение при развитии перитонита. Золотистый (патогенный) стафилококк (самая распространенная ныне инфекция - «чума XX века») выделяет стафилокоагулазу, свертывающую плазму. Это вызывает непроходимость лимфатических и венозных путей и раннее отграничение патологического очага. Характерны большие скопления лейкоцитов. Токсин стафилококка - белок с молекулярным весом 67000. При стрептококковой инфекции наступает фибринолиз, процесс не отграничивается,. инфекция свободно распространяется по лимфатическим путям, отек проникает в окружающие области. Скопления лейкоцитов бедны. Еще Т. Кохер заметил, что эксудативный гнойный перитонит менее опасен, чем так называемой «сухой».

Кристаллоиды из брюшной полости всасываются в кровь (на каждый миллиметр поверхности брюшины приходится 75000 капилляров).

Нерастворимые частицы оседают на сальнике и сухожильном центре диафрагмы, проникают в лимфоузлы средостения, проводят в лимфатические протоки. Часть их поглощается блуждающими клетками и затем проникает в лимфопротоки. Введенная в брюшную полость краска появляется в моче раньше, чем из фистулы грудного протока. Mengert пациентам подлежащим лапаротомии, вводил в брюшную полость пинту (0,57 л) крови. Через 24 часа 4/5 частей крови оказывалось в брюшной полости в несвернувшемся виде.

Р. Лериш указывал, что нагруженные бактериями лейкоциты сами могут стать разносчиками инфекции.

Здоровый сальник способен разрушить микробы. Это - «бактерицидный орган». Поверхность сальника составляет 4,5-5% общей поверхности брюшины человека. Ампутация сальника снижает сопротивляемость организма животных к внутрибрюшинной инфекции. У детей первых лет жизни брюшина нежна, обладает малой сопротивляемостью: большой сальник недоразвит, низка возможность отграничения перитонита.

Cole 38 собакам воспроизвел острый бактериальный перитонит. При лапаротомии и манипулировании в области пораженных органов бактериальная культура лимфы лимфатического протока оказалось положительной у 37 собак, ,а культура крови правого желудочка сердца - у 12 собак. Это предупреждает хирургов о возможности эндогенного инфицирования во время хирургической манипуляции. Б. Д. Савчук при распространенном перитоните в 48,4% случаев выявил бактериемию, высеяны преимущественно микробы группы кишечной эшерихии (36,6%).