Нарушения кислотно-щелочного равновесия

Сдвиг рН ведет к нарушениям окислительно-восстановительных процессов в организме, поражению ферментных систем тканевого дыхания. В организме постоянно образуются кислоты. Человек за сутки выдыхает 450 л = 890 г С02 («летучая кислота») и выделяет приблизительно 9 г «нелетучих кислот» (молочную, р-оксимасляную и др.).

рН в организме регулируется:

1) буферными системами крови (буферными называются растворы, препятствующие изменению рН), из которых наиболее важной является углекпсло-бикарбонатная система (хотя она составляет лишь 7—9% от общей буферной емкости крови; Н. И. Лосев и В. А. Воинов, 1976);
2) легкими (выделение С02); 3) почками (дистальные канальцы которых избирательно задерживают лишь нужные для организма ионы).

Роль углекисло-бикарбонатной системы сводится к замене сильных кислот метаболитов слабой легко диссоциируемой НС03, которая распадается под влиянием энзима кар-боангидразы и выделяется через легкие в виде С02. При наличии избытка щелочей, наоборот, увеличивается количество-НС03 и уменьшается экспирация С02.

Пока запасы бикарбоната не истощатся полностью, рН крови остается в пределах нормы, но как только запасы бикарбоната уменьшаются, снижается «щелочный резерв» плазмы. Изменение наличного щелочного резерва (показателя «стандартный бикарбонат» крови) имеет особое клиническое значение, т. к. дает возможность определить состояние нарушения кислотно-щелочного равновесия еще в компенсированной фазе, т. е. до того, как наступит изменение рН.

Растраченный щелочный резерв должен быть восстановлен. Эту задачу выполняют почки, которые выделяют избыток ионов нелетучих кислот, трансформируя их в кислые -фосфаты и аммиак.

Важное буферное значение имеют белки организма и гемоглобин (на последнюю приходится наибольшая, до 75% буферная емкость крови). Белок проявляет в растворе амфотериые свойства. Поэтому так опасно проведение оперативных вмещательств при гипопротеинемии любой этиологии.

Партнеры: Ремонт асинхронных электродвигателеи технологический ремонт электродвигателей.