Коллапс

Коллапс - это острый упадок сил организма и выраженная артериальная гипогензия на почве тяжелой, жизнеугрожаюшей гемоциркуляторной недостаточности. Она может быть следствием декомпенсированного шока, интоксикации и т. д. Резко падает или вовсе не определяется диастолическое артериальное давление крови. Состояние коллапса резко отражается на деятельности центральной нервной и эндокринной систем и, в свою очередь, само может стать причиной развития шока («карциогенный шок», «геморрагический шок»).

Согласно И. Р. Петрову шок - это нозологическая единица, а коллапс таковой не является. По А. Лабори, шок является синдромом, а коллапс - симптомом. При этом коллапс - непостоянный симптом. Бывает, что больной умирает раньше наступления шока.

Операция представляется травмой, сознательно причиняемой больному с лечебной целью. Опыт больших хирургических операций с наглядной убедительностью показывает, что на операционную травму организм первоначально отвечает повышением кровяного давления - эректильная фаза шока (конечно, повышение кровяного давления может быть и результатом гиперкапнии). Затем, вероятно в связи с перевозбуждением, относительной недостаточностью и истощением центральной нервной и эндокринной реактивных систем, кровяное давление начинает падать (торпидная фаза шока).

Коллапс развивается тем быстрее и тяжелее, чем слабее резервные нервно-эндокркнные компенсаторные механизмы организма. Во время хирургических вмешательств, благодаря некоторому задерживающему реакцию организма влиянию анестезии, наркоза и лечебных мероприятий, развитие шока как бы растягивается во времени, и фазовость в течении шока становится особенно ощутимой.