При лихорадке

При лихорадке происходит временная перестройка регуляции теплообмена на более повышенный температурный режим, в основе которой лежит изменение в деятельности нервных центров, регулирующих уровень теплообмена организма с внешней средой, центра регуляции термогенеза и центра регуляции термолиза (отдачи тепла). Центр теплооотдачи находится в переднем гипоталамусе, центр сохранения и продукции тепла в заднем гипоталамусе.

Непосредственной причиной лихорадки при инфекции может быть влияние на организм так называемых фебригснных или пирогенных веществ. Изменение температуры особенно отражается на деятельности головного мозга.

Пироген является составной частью комплекса токсинов микробов. Грамположительные микробы в 100 раз менее пиро-генны, чем грамотрицательные. Пирогенные вещества содержатся и в лейкоцитах (эндогенный пироген). Menki выделил из эксудата вещество - пирексин, вызывающее повышение температуры тела. Лейкоцитарный пироген играет главную роль в запуске лихородочных реакции.

Перитонеальный эксудат и сыворотка крови у кроликов с пневмококковым перитонитом обладает цирогенной активностью, которая утрачивается при нагревании.

Notzel и Steinberg показали, что при экспериментальном перитоните можно сохранить жизнь животному если прекратить всасывание бактерий из брюшной полости путем перевязки грудного протока на шее. После дренирования или перевязки грудного лимфатического протока на шее тяжелые формы острого разлитого гнойного послеоперационного перитонита протекали при нерезко выраженных явлениях общей интоксикации. (Дренирование грудного протока проводилось нами у больных раком желудка с целью предотвращения заноса раковых клеток в кровь во время операции). Дренирование грудного лимфатического протока способствует дезинтоксикации больных перитонитом.

Р. Т. Панченков и соавторы при перитоните установили повышение давления лимфы в грудном протоке с 60 до 380 мм вод. ст., увеличивается количество выделенной из фистулы грудного протока лимфы с 1,5 - до 2,8 л в сутки, содержание белка в ней с 3% - до 6%, содержание мочевины с 10 ммол/л - до 16 ммол/л, остаточный азот с 14 ммол/л - до 24 дшол/л, в 10% случаев обнаруживаются патогенные микроорганизмы. Следует иметь в виду, что через дренированный грудной лимфатический проток больные теряют необходимые лимфоциты и иммуноглобулин, белки, что должно быть возмещено.

В. М. Зыков характеризовал полость брюшины как огромный лимфатический мешок, стенка которого обладает хорошей всасывательной способностью. Поверхность брюшины равна поверхности кожного покрова человека - 3 м2. В течение часа брюшина всасывает количество жидкости, равное 5,8% массы тела (3,5 л).