Пневмококки

Пневмококки не образуют экзотоксин, содержат эндотоксин, обладающий ядовитыми свойствами. Некоторые штаммы продуцируют гемолизин и ферменты патогенности (лейкоцидин, фибринолизин, гиалуронидазу). Специфические капсульные полисахариды пневмококков подавляют фагоцитарную активность клеток ретикудоэндотелиальной системы.

Пневмококки имеют видовой протеиновый антиген (цитоплазматический) и типоспецифические полисахаридные (капсульные) антигены. По реакции агллютинации различают более 80 серологических типов и подтипов пневмококков, из них I, II и III типы являются вирулентными для человека, остальные типы слабо вирулентны.

Пневмококки мало устойчивы вне организма. В мокроте сохраняются до 2 месяцев. При нагревании до 55°C погибают через 10 минут, 3%-ный раствор карболовой кислоты вызывает гибель пневмококков в течение 1-2 минут.

Пневмококки вызывают воспаление легких у телят, поросят, ягнят. Из лабораторных животных к пневмококку чувствительны белые мыши и кролики.

Вирулентные пневмококки I, II, III серологических типов вызывают крупозную (долевую) пневмонию, септицемию, воспаление среднего уха, мозговых оболочек, ползучую язву роговицы, воспаление слезного мешка.

Пневмококки могут встречаться в носоглотке как здоровых взрослых людей (5–10%), так и детей (20–40%). Пневмококк передается от человека к человеку или при непосредственном соприкосновении с секретом слизистой оболочки, или путем капельной инфекции. Особенно велик риск передачи пневмококков на курортах. Так, традиционно отдых на Кубе зимой привлекает российских туристов, однако нередко после таких путешествий туристам приходиться обращаться в медицинские учреждения.

Rambler's Top100

Отделение физиотерапии: гинекологические процедуры в санатории - санаторий СМВ.