Шок и коллапс

При шоке, так же как и при острой кровопотере, уменьшается объем циркулирующей крови и развивается коллапс, т. е. гемоциркуля-торная недостаточность, сердечно-сосудистая и дыхательная депрессия. Общепринятая клиническая классификация шока по степеням тяжести основана на оценке гемоциркуляторной недостаточности, развившейся в результате шока. Отсюда и возникли известные трудности дифференциального определения понятия шока и коллапса в клинике. Существующая клиническая классификация шока по степеням тяжести отражает не течение шока как такового, а состояние коллапса, возникшего в результате шока.

Примерно таковы же клинические критерии определения степени кровопотери.

Allgower и Burri высчитывают индекс шока как частное от деления показателя пульса на показатель максимального артериального давления: норма 0,5, угрожающий шок - 1, выраженный шок - 1,5. Потере объема циркулирующей крови на 10-20% соответствует индекс шока 0,78, на 20-30% - 0,99, на 30-40% - 1,11, на 40-50% - 1,38. Снижение артериального давления выявляется при уменьшении объема крови на 25%.

Гипотензия сама по себе не есть шок. Шок является результатом воздействия на человека поражающих факторов. Вначале это гомеостатическая реакция организма (нервно-гуморальная, т. е. рефлекторно-эндокринная) на травму (физическую, психическую, биохимическую). Проявляется «механический иммунитет». Стартовая роль при этом обычно принадлежит нервным нарушениям. Шок является результатом чрезмерной афферентации, причем не только болевой.

Быстрая дезорганизация и истощение (декомпенсация) реакции ведет к торпидной фазе шока и коллапсу. Резко нарушаются жизненные процессы. Развертывается «большая метаболическая драма организма». В большинстве случаев эректильиая фаза шока — догоспитальное, добольничпое явление. Даже при проведении искусственного аппаратного кровообращения может развиться фаза декомпенсации, которая характеризуется явлениями депонирования крови (секвестрации), истощением надпочечников, гипотонией, несмотря на завышенную объемную скорость кровотока. Иными словами — развертывается картина шока. При длительной аппаратной перфузии трупа отмечается депонирование крови в внутренних органах, скопление жидкости в серозных полостях.

Партнеры: операция опухоли пищевода