Врожденные пороки развития и хромосомные болезни

Врожденные пороки развития - стойкие отклонения в строении органов, возникающие внутриутробно и выходящие за пределы вариаций нормы.

По происхождению различают  три группы врожденных пороков развития:
1) наследственно обусловленные;
2)  обусловленные  тератогенными (средовыми) факторами;
3) мультифакторные.

Хромосомные болезни (хромосомные синдромы) - это комплексы множественных врожденных пороков развития, обусловленных  изменением числа хромосом (геномные мутации) или нарушением их структуры (хромосомные аберрации).   Чем больше хромосомного материала вовлечено в мутацию,  тем раньше заболевание проявится  и тем значительнее  нарушения  в физическом и психическом развитии  ребенка.

Также следует отметить, что рентгенологическое обследование женщины в ранние сроки беременности представляет определенную опасность, связанную с получением дозы облучения. Установлена зависимость тератогенного эффекта от дозы облучения.  Врожденные пороки развития, как правило, неспецифичны, но чаще всего возникают пороки  центральной  нервной системы. Установлены мутагенные эффекты на зародыш  человека  от выбросов радиоактивных веществ в результате аварии на чернобыльской атомной электростанции. Нередко в этой зоне дети появляются на свет с врожденным искривлением позвоночника, поэтому профилактику и лечение люмбаго (прострелов в поясничном отделе позвоночника) надо начинать с самого детства.